Организация франчайзинговой деятельности, как и любого другого вида предпринимательства, предполагает разработку бизнес-идеи, поиск инвесторов, приобретение необходимых хозяйственных средств, подбор квалифицированных кадров, закупку сырья и материалов, организацию производственной деятельности, построение системы сбыта и т.д.
Но, с учетом его специфики, организационная схема франчайзинга для начинающего предпринимателя имеет ряд отличительных черт. Именно поэтому, мы предлагаем следующую последовательность действий:
- 1 шаг – определение целевого вида деятельности;
- 2 шаг – выбор франчайзера;
- 3 шаг – проведение предварительного финансового анализа франчайзи;
- 4 шаг – утверждение бизнес-плана вхождения в сеть;
- 5 шаг – составление договора коммерческой концессии;
- 6 шаг – начало работы по реализации бизнес-плана.
- Определение целевого вида деятельности – основными критериями здесь являются близость к вашим жизненным интересам и возможность получения прибыли. Но, кроме этого, необходимо учитывать также ряд общих факторов:
- наличие спроса на продукцию в этой отрасли;
- интенсивность конкуренции;
- сезонные особенности ведения бизнеса;
- зависимость от географических и природно-климатических условий;
- обеспеченность ресурсами (материальными, кадровыми);
- зависимость от изменений модных и других тенденций общественной жизни;
- государственное регулирование потенциального вида деятельности;
- особенности налогообложения;
- прочее.
- Выбор франчайзера
- http://ipsweet.com
- http://franchisegroup.com.ua;
- http://franchise.ua/board/13;
- http://franchising.ua/katalog-franshiz/;
- https://greens-idea.com;
- http://franch.biz/catalog-franshiz/.
- страна происхождения франшизы;
- длительность работы в отрасли франчайзера;
- период существования франчайзинговой сети в Украине;
- наличие международной франчайзинговой деятельности;
- имидж на национальном рынке;
- степень узнаваемости бренда;
- развитие собственной сети и численность франчайзинговых точек;
- формат организации бизнеса (ресторан быстрого питания, автоматы самообслуживания, ритейл и т. д.);
- сравнительная стоимость франшизы;
- необходимый объем стартового капитала;
- ожидаемый период окупаемости бизнеса;
- объем предлагаемой франчайзером поддержки;
- срок действия договора и условия его пролонгации;
- условия перечади франшизы в субконцессию;
- количество расторженных франчайзинговых договоров;
- наличие судебных производств с участием франчайзера;
- прочее.
- Предварительный финансово-экономического анализ потенциального франчайзи
- анализ имущественного обеспечения;
- оценка географического местоположения;
- анализ необходимости архитектурного видоизменения основных фондов;
- изучение организационной структуры и структуры управления;
- количественный и качественный анализ персонала;
- анализ финансовой отчетности;
- анализ источников финансирования текущей деятельности;
- анализ платежной дисциплины;
- анализ деловой репутации – имиджа.
- обеспеченность франчайзи основными фондами, возможность их доведения до уровня франчайзера и объем необходимых для этого капиталовложений;
- уровень компетенций персонала франчайзи в сфере деятельности франчайзера и целесообразность повышения его квалификации;
- степень эффективности организационной структуры франчайзи и возможности ее интеграции во франчайзинговую сеть;
- уровень финансовой устойчивости и платежеспособности франчайзи;
- адекватности имиджа франчайзи требованиям франчайзера.
- Утверждение бизнес-плана вхождения в сеть
- общехозяйственные затраты: затраты на управление производством. При этом в структуре общепроизводственных расходов необходимо выделить постоянную и переменную составляющие
- административные затраты: общехозяйственные расходы, направленные на обслуживание и управление предприятием;
- расходы на сбыт: расходы, связанные с реализацией (сбытом) продукции (товаров, работ, услуг);
- прочие операционные расходы: затраты, не относящиеся к выше перечисленным категориям, но необходимые для осуществления предпринимательской деятельности франчайзи.
- Составление договора коммерческой концессии.
- Начало работы по реализации бизнес-плана.
- о частичной передаче имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности – относительно коммерческого наименования, знаков для товаров и услуг (торговая марка, товарный знак), изобретений и полезных моделей, промышленных образцов, авторских прав, ноу-хау и т.д. (предмет лицензионных соглашений);
- о предоставлении исключительных прав торговли товарами и услугами определенного товаропроизводителя или подрядчика (предмет договоров коммерческой концессии);
- об осуществлении совместной деятельности – координации способов производства продукции (оказания услуг), обеспечение определенного уровня ее качества, согласовании порядка ее введения в гражданский оборот, поиске направлений расширения рынков сбыта и т. д. (предмет соглашений о совместной деятельности);
- о предоставлении сопутствующих услуг – по осуществлению правообладателем систематической поддержки получателя во всех сферах франчайзинговой деятельности, консультирование, технической поддержки и т. д. (предмет соглашений о предоставлении услуг);
- о купле-продаже – по приобретению получателем сырья, оборудования, инвентаря и других ресурсов и средств производства, необходимых для осуществления франчайзинговой деятельности (предмет сделок купли-продажи).