Реформа ИС простым языком

Реформа ИС простым языком

1 июня 2016 года в Украине была утверждена Концепция реформирования государственной системы правовой охраны интеллектуальной собственности. Связано это напрямую не только с выбранным страной политическим курсом в Европу, соответственно внедрением европейских стандартов жизни, но и необходимостью поднятия экономики и выхода Украины из кризиса на ведущие мировые позиции. Другими словами первостепенным заданием проведения изменений в сфере интеллектуальной собственности (ИС) является создание условий, при которых ИС будет стимулировать рост экономики, а также создание эффективной, качественной и оптимальной системы правовой охраны интеллектуальной собственности.
Система ИС в Украине доказала свою низкую эффективность в решении поставленных задач, не способность к развитию сферы интеллектуальной собственности, и мешает адаптации нормативно-правой базы к современным экономическим и политическим условиям, об этих и многих других недостатках идёт речь в самом начале Концепции.
Исходя из выше указанного, Кабинетом Министров Украины было принято решения про реформирование сферы интеллектуальной собственности.

Какие изменения несет реформа системы интеллектуальной собственности (ИС)

На сегодняшний день сохраняется трехуровневая система государственного управления сферой ИС:
1. Министерство образования и науки.
2. Государственная служба интеллектуальной собственности (ГСИС).
3. Государственные учреждения, подчиняющиеся ГСИС:
  • Украинский институт интеллектуальной собственности (Укрпатент)
  • Украинское агентство по авторским и смежным правам.
  • «Інтелзахист».
По существу функции, ради которых создавались эти государственные учреждения, на данный момент в большей части исполняет служба ИС, и в меньшей части Украинский институт интеллектуальной собственности с агентством.
Поскольку распределение полномочий между органами, несоразмерно, а результативность нулевая, проанализировав международный опыт, правительство решило выбрать систему управления, где организация по предоставлению правовой помощи объектам прав интеллектуальной собственности подчиняется профильному министерству, отвечающему за развитие экономии, торговли и промышленности. Таким образом, сократив нашу нынешнюю систему управления на один уровень, сделав ее двухуровневой. Это первая задача поставленная Концепцией.

Согласно этому правительственному документу новая двухуровневая система ИС в Украине будет включать Министерство экономики и развития, формирующее и реализующее государственную политику в сфере интеллектуальной собственности, и Национальный орган интеллектуальной собственности, исполняющий отдельные публичные функции по реализации государственной политики в данной области. Как итог будет создан национальный офис интеллектуальной собственности на базе Укрпатента.

Вводиться новая структура органов будет начинать с ликвидации ГСИС. О чем 23 августа 2016 года принято постановление Кабинета Министров Украины № 585 «Некоторые вопросы оптимизации деятельности центральных органов исполнительной власти государственной системы правовой охраны интеллектуальной собственности».
В частности в документе, которым предусмотрена ликвидация Государственной службы интеллектуальной собственности и передача функций по реализации государственной политики в сфере интеллектуальной собственности Мин¬экономразвития, указана передача государственного предприятия «Украинский институт интеллектуальной собственности», государственной организации «Украинское агентство авторских и смежных прав», государственного предприятия «Інтелзахист» из сферы управления ГСИС в Минэкономразвития.

Дабы не нарушать процесс реализации государственной политики и не допустить негативных последствий реформа системы интеллектуальной собственности (ИС) предусматривает определенный переходный период. Его продолжительность — от принятия решения о ликвидации до момента фактической возможности органа, которому делегированы функции, обеспечить их выполнение (формирование штата сотрудников, передача дел и пр.), о чем будет выдан новый акт Кабинета министров. Это означает, что Служба ИС все еще продолжает реализовывать возложенные на нее функции.
На этом этапе реформа системы интеллектуальной собственности (ИС) переходит на второй уровень, где необходимо создать Национальный орган интеллектуальной собственности в сроки реализации Концепции: на протяжении 2016 — І квартала 2017 года.

Вторая задача, закрепленная КМУ, изменение устройства коллективного управления имущественными авторскими и смежными правами. Выполнение начнется с адаптации национальной законодательной базы относительно нормирования работы отечественных организаций коллективного управления соответственно с положениями актов законодательства ЕС, а так же гарантирования ясности и чистоты услуг организаций коллективного управления имущественными авторскими и смежными правами.
И третья задача, которая имеет свое влияние и в первых двух – гармонизация законодательства Украины с правом ЕС. На ее реализацию предусматривается подготовка законодательных актов, целенаправленных на исполнение Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС в национальном законодательстве, а также акта об увеличении наказания за нарушение прав в сфере интеллектуальной собственности и их охраны.

Реформа системы интеллектуальной собственности (ИС): преимущества и недостатки

Проводимая реформа системы интеллектуальной собственности (ИС) – это толчок к прогрессу в инновациях и привлечению инвестиций, которые в свою очередь в корне повлияют на экономическую ситуацию в стране. Кроме этого, упрощенная система государственных органов не только повысит качество и эффективность их работы, но и обеспечит прозрачность процедур приобретения и распоряжения правами интеллектуальной собственности, даст возможность осуществлять эффективную защиту таких прав, и повлечет быстрое развитие ИС.

Но вместе с тем есть и недостатки, так некоторые важные полномочия в сфере инноваций и трансфера останутся за Министерством образования и науки, например:
  • нормативно-правовое регулирование области инновационной деятельности и трансфера технологий;
  • организация и координация указанной деятельности;
  • согласование решений о создании научных парков;
  • подача предложений к проектам о развитии экономики в части передачи и приобретения, имущественных прав на технологии и другие весомы права и обязанности.
Как следствие, запланированные изменения с целью упростить систему, не будут выполнены полностью.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *